Страны

Трое и динозавры

«Три богатыря и Пуп Земли»: Очень добрая сказка, в которой отсутствует напряжённый сюжет, зато в изобилии моменты, когда героям приходится делать непростой выбор.

Три богатыря и Пуп Земли

В былые времена волшебному княжеству Киевскому угрожали действительно могущественные и страшные противники: что царица Шамаханская, что кесарь Византийский, что морской царь, уж не говоря про волшебный Дуб, Бабу Ягу и алчного Колывана. А вот в благополучном настоящем, простите за спойлер, врага не будет: перевелись достойные соперники, кончились. Некому бросить вызов, некому проблему создать.

Поэтому проблема, как часто бывает в жизни, создаётся сама собой: это круглое отверстие в земле, а по-научному говоря, неожиданно возникший под волшебным Киевом временной портал, ведущий в далёкое-предалёкое прошлое, где ещё водятся динозавры, но уже начинается заря сказочного человечества. И эта дверь в прошлое дырка лишь в земле, но не дырка в сценарии, в котором, напротив, служит главным сюжетным ходом, поэтому и названа гордо: Пупом Земли.

Кстати, служащий основным местом действия мультфильма волшебный мир динозавров чем-то похож на Эпоху Легенд из фантастического фильма Павла Арсенова «Лиловый шар» (экранизации одной из повестей Кира Булычёва). В этом мире поражают воображение даже не динозавры, не птеродактили и не первобытные люди в шкурах, а прежде всего захватывающие дух пейзажи, напоминающие своей красочностью и глубиной некоторые полотна великого Н.К. Рериха.

Именно в это-то волшебное прошлое и проваливаются шестеро давно полюбившихся зрителям героев: Илья, Добрыня, Алёша, конь Юлий, Змей Горыныч и, конечно же, князь Киевский Владимир. Беда только в том, что вместо них из прошлого в настоящее, то есть в сказочный 12 век, переносится огромная, ростом с гору, мама-диплодок, грустящая от разлуки со своим маленьким детёнышем. В поисках потерянного малыша она способна, сама того не замечая, растоптать весь Киев. Но, к счастью, с ней сумеет подружиться, найти путь к её сердцу и приручить её смелая, добрая и самоотверженная приёмная дочка князя Фрося. Таким образом, именно она главная супергероиня мультфильма, которая спасает всех от опасности.

А что делают в прошлом богатыри? Они, увы, разделяются и бродят в поисках друг друга по сказочному прошлому в каком-то замедленно-сумеречном состоянии, напоминающем затянувшееся сновидение. Настоящую активность проявляют только князь и Юлий: они используют путешествие в минувшее для государственных целей, найдя дальнего предка князя и возведя его из простого наскального художника в вожди племени, для того чтобы «основать династию».

Наконец, потерявшиеся товарищи находят друг друга и возвращаются в свою эпоху. Но перед этим три богатыря спасают мир волшебного прошлого от гигантского метеорита, того самого, который уничтожил динозавров. Огромной дубиной они «отбивают» раскалённый шар обратно в космос, и в результате, то «настоящее», куда они возвращаются, оказывается совсем другим в нём есть место и для млекопитающих, и для гигантских рептилий. И никаких парадоксов времени.

Необычная особенность сюжета: на протяжении всего фильма герои постоянно делают один тяжёлый моральный выбор за другим. Например, Змей Горыныч в мучительных колебаниях решает, оставить себе «найдёныша»-динозавра или вернуть его в прошлое. Или другой случай: Алёша Попович разрывается между любовью и долгом — долг велит ему участвовать в соревнованиях, но Юлий пытается вовлечь его в свои авантюры, играя на любви богатыря к Любаве. И так далее, и тому подобное.

Чем же ещё заняты главные герои, кроме душевных терзаний в минуты выбора? Вот, три богатыря участвуют в международном спортивном состязании. Задача простая: поднять огромный камень и забросить его в дальнее болото. Разумеется, с ней не может справиться ни команда силачей из Персидской державы, ни трое китайских атлетов. За кадром остаётся вопрос: а почему не приехал ни один спортсмен ни из Германии, ни из Византии? Видимо, повлияло то, что, в отличие от иранских и китайских, немецкие и греческие жители повернулись к русским в последнее время недружественной стороной.

Несомненно, надо признать одной из самых наивных и трогательных сцен всей картины ту, где Илья Муромец и Добрыня Никитич пытаются выругаться, чтобы Пуп Земли пропустил их в прошлое, и никак не могут выдавить из себя слов страшнее, чем «ты совершил плохой поступок». Да и эту фразу говорят с ужасно виноватым выражением лица.

А в финале зрителей и вовсе ждёт эпизод, от которого кровь ненадолго застынет в жилах. На несколько секунд всех, сидящих в кинозале, охватывает жуткая уверенность в том, что Алёша Попович сгинул в пасти отвратительного чудовища, и уже никогда не вернётся ни к своей безутешной жене, ни к друзьям, ни к зрителям. Но, к счастью, в последний момент от геройской гибели младшего богатыря спасает вполне ожидаемое чудо, и с сердца падает тяжёлый камень: всё-таки, в отличие от нас с вами, три богатыря, как и другие герои анимационных фильмов, никогда не умрут. Просто за последние 20 лет они немного постарели и погрустнели.

Андрей Тимофеев