Страны

Новости

10.01.2024

В НОВЫЙ ГОД ― С НОВЫМИ НУЛЯМИ

Месяц назад в Аргентине вступил в должность новый президент  Хавьер Милей. Одной из главных проблем в стране, полученных им в наследство от предшественников, является крайне высокий уровень инфляции. Именно в связи с этим аргентинский президент недавно сделал заявление, о котором подробно рассказывается в публикации информационного портала forbes.ru.

флаг аргентины

В конце декабря прошлого года новый президент сообщил, что в стране вскоре выпустят в обращение банкноты с увеличенным в 10 и в 25 раз номиналом. Речь идёт о купюрах в 20000 и 50000 аргентинских песо. Это решение принято в связи с высоким уровнем инфляции в стране. По словам главы государства, в настоящее время аргентинцы вынуждены испытывать большие затруднения, нося с собой огромные пачки денег.

Сейчас в Аргентине в свободном обращении находятся банкноты с максимальным номиналом в 1000 и 2000 песо, причём последняя из них вошла в оборот в феврале 2023 года. 

Милей назвал ситуацию с обращением денег в стране «пыткой». По его словам, при оплате наличными гражданам страны приходится иметь при себе большие объёмы денег, и у них на лбу в этот момент появляется надпись: «Укради здесь». 

По материалам сайта forbes.ru

04.01.2024

25 ЛЕТ ЕВРО

Обзор на тему плюсов и минусов единой европейской валюты по случаю четвертьвекового введения её в обращение опубликовал интернет-ресурс "Абзац.ру".

Евро

Вот уже 25 лет минуло с того далёкого дня, 1 января 1999 года, когда страны Европейского союза сделали огромный шаг к своей десуверенизации. Именно тогда впервые в нескольких государствах альянса была введена новая единая валюта – европейский евро.

Тогда это преподносилось как огромный прорыв. Всех убеждали, что жить станет легче и радостнее, а границы между странами Евросоюза исчезнут фактически полностью. Ну, какие границы, если, приехав из Италии в Нидерланды, можно расплачиваться такими же деньгами, как у себя дома?

В один день канули в Лету многие национальные валюты, довольно значимые в мировой финансовой системе. Немецкая марка, нидерландский гульден, итальянская лира, французский франк и другие просто перестали существовать. Финансовые системы стран ЕС, бывшие до этого относительно независимыми, эту самую независимость окончательно потеряли. Центробанки этих стран сохранили право печатать деньги, но это была уже не собственная валюта, и правила эмиссии денег существенно изменились.

Первым эффектом от введения евро стала мгновенная инфляция. Подорожало абсолютно всё.

Причин было несколько. Во-первых, продавцы просто округляли цены (разумеется, в направлении максимума). Во-вторых, странам, где цены были ниже, чем в соседних, пришлось подгонять их до уровня соседей, потому что приграничная торговля рисковала опустошить магазины.

Причём выросли цены, но не зарплаты. Они были твёрдо пересчитаны с национальных валют в евро по фиксированному курсу, и поднимать их никто не собирался.

Особенную неприятность введение евро доставило жителям стран Европы «второй скорости», таких как Италия, Греция, Испания и Португалия. Уровень жизни там заметно ниже в сравнении со странами Бенилюкса, Германии или Франции, и население сразу ощутило всю прелесть ситуации. Но власти смогли всех убедить, что это временные неприятности и в итоге всё наладится.

В какой-то мере всё так и произошло. За пару лет цены стабилизировались, зарплаты хоть и незначительно, но подросли. Однако Европа потеряла главное – финансовый суверенитет. Евро превратился в производную от доллара и не стал самостоятельной денежной единицей.

В своё время США не очень приветствовали введение единой европейской валюты, но, как показало время, они просто лукавили. Введение евро можно считать частью плана США по колонизации Европы. Ведь что может быть лучше для того, кто хочет получить над какими-то странами полный контроль, чем уничтожение их финансовых систем? Именно это и случилось.

Особой бедой введение евро стало для небогатых стран. Той же Прибалтики. Зарплаты в евро оказались по-настоящему нищенскими, зато цены на всё бодро поползли вверх. Но народам этих стран активно скармливали идею, что теперь они вошли в европейскую семью. А что с голой задницей, не так уж и важно.

По сути дела, введение евро стало завершающим этапом разрушения их экономик, превращения в придатки, задворки богатых стран Евросоюза. Немногие оставшиеся производства этих государств не могли конкурировать с другими странами Евросоюза и разорялись. Введение евро окончательно превратило их экономики в исключительно торговые, вычерпывающие оставшиеся ресурсы и не создающие прибавочной собственности.

Именно поэтому страны, где власти хоть как-то думают о своих экономиках, пытаются сохранить национальные валюты, например злотый в Польше или крону в Чехии. Впрочем, нет гарантии, что в итоге не сломают и их, тем более что давление из Брюсселя только усиливается.

Правые партии в разных странах требуют возвращения к собственным национальным валютам, и это совершенно обоснованно. Но судьба евро зависит не от брюссельских бюрократов, а от того, что решат в Белом доме.

31.12.2023

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ ПРЕКРАЩАЕТ СВОЁ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Непризнанное государство Нагорный Карабах (другое название - Республика Арцах) официально завершает своё существование с 1 января 2024 года, то есть с завтрашнего дня.

Флаг Арцаха

Об этом стало известно ещё осенью уходящего, 2023 года, когда соответсвующий указ о самороспуске Нагорного Карабаха опубликовал его последний президент Самвел Шахраманян. Как сообщил информационно-новостной портал Regnum.ru, руководитель непризнанной республики принял решение о ликвидации всех её государственных органов и реинтеграции территории в Республику Азербайджан.

Причиной этого непростого решения послужила проведённая Азербайджаном 19-20 сентября 2023 года военная операция, в результате которой азербайджанское правительство впервые с 1991 года установило полный контроль над территорией Нагорного Карабаха. В результате единственно возможной перспективой стало политическое решение о возвращении Карабаха в состав Азербайджана, при котором карабахское население должно будет либо переселиться в Армению, либо согласиться со своим новым статусом.

Как очевидно из вышеизложенного, с 1 января прекращается также и эмиссия, и обращение национальной валюты Арцаха - карабахского драма, который раньше имел хождение и на территории Нагорного Карабаха, и на территории Армении.

02.01.2024

ТРОЕ И ДИНОЗАВРЫ

«Три богатыря и Пуп Земли»: Очень добрая сказка, в которой отсутствует напряжённый сюжет, зато в изобилии моменты, когда героям приходится делать непростой выбор.

Три богатыря и Пуп Земли

В былые времена волшебному княжеству Киевскому угрожали действительно могущественные и страшные противники: что царица Шамаханская, что кесарь Византийский, что морской царь, уж не говоря про волшебный Дуб, Бабу Ягу и алчного Колывана. А вот в благополучном настоящем, простите за спойлер, врага не будет: перевелись достойные соперники, кончились. Некому бросить вызов, некому проблему создать.

Поэтому проблема, как часто бывает в жизни, создаётся сама собой: это круглое отверстие в земле, а по-научному говоря, неожиданно возникший под волшебным Киевом временной портал, ведущий в далёкое-предалёкое прошлое, где ещё водятся динозавры, но уже начинается заря сказочного человечества. И эта дверь в прошлое дырка лишь в земле, но не дырка в сценарии, в котором, напротив, служит главным сюжетным ходом, поэтому и названа гордо: Пупом Земли.

Кстати, служащий основным местом действия мультфильма волшебный мир динозавров чем-то похож на Эпоху Легенд из фантастического фильма Павла Арсенова «Лиловый шар» (экранизации одной из повестей Кира Булычёва). В этом мире поражают воображение даже не динозавры, не птеродактили и не первобытные люди в шкурах, а прежде всего захватывающие дух пейзажи, напоминающие своей красочностью и глубиной некоторые полотна великого Н.К. Рериха.

Именно в это-то волшебное прошлое и проваливаются шестеро давно полюбившихся зрителям героев: Илья, Добрыня, Алёша, конь Юлий, Змей Горыныч и, конечно же, князь Киевский Владимир. Беда только в том, что вместо них из прошлого в настоящее, то есть в сказочный 12 век, переносится огромная, ростом с гору, мама-диплодок, грустящая от разлуки со своим маленьким детёнышем. В поисках потерянного малыша она способна, сама того не замечая, растоптать весь Киев. Но, к счастью, с ней сумеет подружиться, найти путь к её сердцу и приручить её смелая, добрая и самоотверженная приёмная дочка князя Фрося. Таким образом, именно она главная супергероиня мультфильма, которая спасает всех от опасности.

А что делают в прошлом богатыри? Они, увы, разделяются и бродят в поисках друг друга по сказочному прошлому в каком-то замедленно-сумеречном состоянии, напоминающем затянувшееся сновидение. Настоящую активность проявляют только князь и Юлий: они используют путешествие в минувшее для государственных целей, найдя дальнего предка князя и возведя его из простого наскального художника в вожди племени, для того чтобы «основать династию».

Наконец, потерявшиеся товарищи находят друг друга и возвращаются в свою эпоху. Но перед этим три богатыря спасают мир волшебного прошлого от гигантского метеорита, того самого, который уничтожил динозавров. Огромной дубиной они «отбивают» раскалённый шар обратно в космос, и в результате, то «настоящее», куда они возвращаются, оказывается совсем другим в нём есть место и для млекопитающих, и для гигантских рептилий. И никаких парадоксов времени.

Необычная особенность сюжета: на протяжении всего фильма герои постоянно делают один тяжёлый моральный выбор за другим. Например, Змей Горыныч в мучительных колебаниях решает, оставить себе «найдёныша»-динозавра или вернуть его в прошлое. Или другой случай: Алёша Попович разрывается между любовью и долгом — долг велит ему участвовать в соревнованиях, но Юлий пытается вовлечь его в свои авантюры, играя на любви богатыря к Любаве. И так далее, и тому подобное.

Чем же ещё заняты главные герои, кроме душевных терзаний в минуты выбора? Вот, три богатыря участвуют в международном спортивном состязании. Задача простая: поднять огромный камень и забросить его в дальнее болото. Разумеется, с ней не может справиться ни команда силачей из Персидской державы, ни трое китайских атлетов. За кадром остаётся вопрос: а почему не приехал ни один спортсмен ни из Германии, ни из Византии? Видимо, повлияло то, что, в отличие от иранских и китайских, немецкие и греческие жители повернулись к русским в последнее время недружественной стороной.

Несомненно, надо признать одной из самых наивных и трогательных сцен всей картины ту, где Илья Муромец и Добрыня Никитич пытаются выругаться, чтобы Пуп Земли пропустил их в прошлое, и никак не могут выдавить из себя слов страшнее, чем «ты совершил плохой поступок». Да и эту фразу говорят с ужасно виноватым выражением лица.

А в финале зрителей и вовсе ждёт эпизод, от которого кровь ненадолго застынет в жилах. На несколько секунд всех, сидящих в кинозале, охватывает жуткая уверенность в том, что Алёша Попович сгинул в пасти отвратительного чудовища, и уже никогда не вернётся ни к своей безутешной жене, ни к друзьям, ни к зрителям. Но, к счастью, в последний момент от геройской гибели младшего богатыря спасает вполне ожидаемое чудо, и с сердца падает тяжёлый камень: всё-таки, в отличие от нас с вами, три богатыря, как и другие герои анимационных фильмов, никогда не умрут. Просто за последние 20 лет они немного постарели и погрустнели.

Андрей Тимофеев

13.07.2023

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ Г. РИЧИ "ПЕРЕВОДЧИК" (2022)

Фильм Гая Ричи The Covenant («Завет/Переводчик») (2023)

Переводчик


Отзывы о новой картине британского классика Гая Ричи весьма противоречивы — от восторженных и хвалебных до жёстко негативных. Тем и интересен фильм, что может стать предметом широкой дискуссии и вызвать неоднозначные чувства и реакции при просмотре.

Выбрана больная тема, причём больная сразу для трёх цивилизаций современного мира: западной, российской (постсоветской) и мусульманской — конфликт в Афганистане, который не прекращается вот уже 44 года, гораздо дольше, чем шли многие другие региональные войны на нашей планете.

Трудность понимания затронутой проблемы именно в том, что она показана глазами американского военного (прекрасными голубыми глазами, как отмечает и один из главных героев, и многие авторы рецензий). Мы не видим ситуацию «изнутри», глазами афганцев. Ричи не задумывается сам и не приглашает зрителя подумать над тем, каким кошмаром являются оккупанты всех мастей, от талибов до американцев, для коренных жителей страны. Создаётся впечатление, что режиссёр не видит хорошего пути развития событий для афганского народа, только для отдельных его представителей, коллаборационистов. Им и посвящена картина. Замечу, что весьма похожим образом представляли себе гитлеровцы будущее народов Восточной Европы: возможность выжить только для лояльных сотрудников-полицаев, а ужасы войны, тяжкий труд, голод и неизбежная гибель — для всех остальных.

Картина снята мастерски и два с лишним часа экранного времени проходят без лишнего эмоционального напряжения и скуки. Удивительно, что изрядный кусок повествования посвящён бичеванию американской бюрократии — что ж, очевидно, что, по мнению Ричи, засилье чиновников — это худшая из бед современных США, невинные жертвы среди мирного населения других стран и произвол военщины не в счёт.

Когда приходит время спасти очередного «рядового Райана», пардон, афганского переводчика-коллаборациониста Ахмеда, военная мощь оккупантов не приходит к нему на помощь, и всё бремя расходов на проведение спасательной операции и даже организация самой эвакуации ложится на боевого товарища Ахмеда по имени Джон, что, как напоминают нам сценаристы устами главного героя, в мусульманском мире созвучно имени «дорогой» или «любимый». Поскольку Джон обязан Ахмеду долгом чести, он лично рискует и идёт его вызволять из подполья, хотя делает это настолько топорно и неумело, что приводит за собой к Ахмеду «хвост» в виде колонны джипов с вооружёнными талибами. Замечу, что, если бы все американские военные спасали переводчиков таким манером, задача талибов намного упростилась бы.

Однако в последний момент прилетает волшебная сила в виде то ли спецназа США, то ли какого-то ЧВК, действующего на подконтрольной американцам территории, и все талибы валятся, как фишки домино, под ураганным огнём с воздуха.

Возникает резонный вопрос: а что, так можно было? И зачем же тогда американцам потребовалось двадцатилетняя проигранная война, вместо пары месяцев эффективных ударов с воздуха?

В общем, картина снята превосходно, но стиль геббельсовской пропаганды напрочь убивает доверие к происходящему на экране. Куда как интереснее в качестве творческой задачи для такого мастера, как Ричи, было бы снять кино про американца, попадающего в плен, разочаровывающегося в своих заблуждениях и принимающего ислам (как тут не вспомнить гениального «Мусульманина» Хотиненко). Криминальный же коллаборационист-наркоторговец, хоть и вызывает личное сочувствие благодаря гениальной игре актёра Дара Салима, но с морально-этической точки зрения обречён: его всегда будут презирать его новые хозяева и ненавидеть преданные им соотечественники.